ИГРАЯ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ


 

Мастер-класс для родителей

для старших и подготовительных групп

Подготовила и провела: Воспитатель: Пулатова О.Т.

 

Очень велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.
Даже при самой тщательной работе детского сада необходимо родителям выполнять с детьми специальные задания логопеда. Выполнять их нужно ежедневно или через день (можно в форме игры). Давая определенные целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка (губы, язык…) к произнесению тех звуков, которые он плохо выговаривает.
ПОМНИТЕ: если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки.
При проведении специальных упражнений родителями с детьми СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ:
• заниматься нужно по 10-20 минут ежедневно;
• каждое упражнение делать несколько раз;
• упражнения проводить около зеркала, чтобы ребенок видел, как работает его язык;
• все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения, свободно;
• если вы почувствуете, что язык ребенка устал делать артикуляционную гимнастику, то нужно ему дать отдохнуть;
• всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с логопедом.

 

 

К упражнениям по развитию речи относятся:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
  • Движение кистей рук

 

Воспитатель показывает каждое упражнение, сопровождая пояснениями.

 

  1. Артикуляционная гимнастика
  1. Зарядка для языка
  • Поднять к небу
  • Сложить в трубочку
  • Достать до носа
  • Упереться языком в нижние (верхние) зубы
  • Заборчик (провести языком по каждому зубу)
  1. Надуть щеки, втянуть щеки
  2. Растянуть зубы в улыбке
  1. Дыхательная гимнастика
  1. Подуй на одуванчик
  2. Чей пароход дольше гудит?
  3. Самовар – пых, пых, пых. Чайничек пых-пых-пых-пых-пых
  4. Подуй на перышко
  5. Забей мяч в ворота

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Цель - научить родителей, (чтобы они уже в свою очередь занимались с детьми дома), с помощью пальцев изображать живые и неживые предметы. При этом все движения пальцев должны объясняться ребенку. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:

http://www.logopsiholog.ru/images/foto_178.jpg

ЗАЙЧИК:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

 

http://www.logopsiholog.ru/images/foto_174.jpg

КОЗА РОГАТАЯ:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

http://www.logopsiholog.ru/images/foto_177.jpg

ЧЕЛОВЕЧЕК:
бегаем указательным и средним пальцами по столу

 

http://www.logopsiholog.ru/images/foto_173.jpg

БАБОЧКА:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

http://www.logopsiholog.ru/images/foto_176.jpg

ЁЖИК:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

 

http://www.logopsiholog.ru/images/foto_172.jpg

ОЧКИ:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
пальчиковая гимнастика

http://www.logopsiholog.ru/images/foto_175.jpg

КОШКА:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР-это увлекательная дидактическая игра, которая:
• способствует развитию мелкой моторики;
• развивает пространственное восприятие;
• развивает словарный запас;
• развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
• развивает творческие способности.

 

  1. Пальчиковая гимнастика
  1. Изобрази животное (собака, слон, заяц и т.д.)
  2. Стихотворные упражнения
  1. Движение для кистей рук
  1. Змейки, рыбки
  2. Бабочка, олень и т.д.